Степень отечественности дронов будут определять по балльной системе
Содержание
Отечественные дроны нуждаются в поддержке. Минпромторг готовит балльную систему для оценки российского происхождения беспилотников. Отечественное производство дронов — один из принципов технологического суверенитета.
Поправки в законодательство
Минпромторг разработал поправки к постановлению правительства № 719 от 2015 г., которые должны ввести балльную систему и для оценки «отечественности» беспилотников. Проект постановления опубликован на портале regulation.gov.ru. В пояснительной записке к новому проекту поправок говорится, что он направлен на углубление локализации производства беспилотников и снижение зависимости внутреннего рынка от иностранных поставок.
При этом известно, что при осуществлении государственных закупок товары отечественного производства имеют приоритет перед иностранными аналогами. Но эти ограничения часто обходятся путям выбора опций в описании объектов закупки, которых нет в российских продуктах.
Балльная система, описанная в постановлении № 719, используется в России для определения того, можно ли признавать продукцию машиностроения отечественной. Баллы начисляются за использование российских компонентов или за выполнение определенных производственных операций.
Список требований для дронов
В список требований Минпромторга для дронов вошли топливная система, воздушные винты, шасси. Наибольшее число баллов (300) можно получить за отечественную силовую установку, трансмиссию, топливную систему, бортовую систему управления полетом и проч. До 200 баллов дают за отечественные системы идентификации и автоматического уклонения от столкновений. Для дронов самолетного типа – за винты, шасси, крылья и фюзеляж. Как следует из проекта, к 2026 г. уровень локализации производства беспилотников должен в среднем вырасти в 3–5 раз. Т.е. в российских беспилотниках станет гораздо больше отечественной начинки, чем раньше.
Эксперты сходятся во мнении, что требования по российскому оборудованию для беспилотников занижены. В частности, в списке нет основных компонентов, включая батареи и микроэлектронику, сказал эксперт рынка НТИ Aeronet Виталий Муниров. Это оборудование либо совсем не производится в России, либо имеет штучную локализацию, говорит эксперт.
Риски при оценке степени локализации
С требованием использовать фюзеляж, рамы, корпуса, системы электропитания и ПО российского производства проблем не возникнет, но микроэлектроника, полетные контроллеры и двигатели сейчас преимущественно китайского производства, добавил гендиректор «Русдронопорта» Николай Ряшин. Двигатели российского производства, по его словам, начинают появляться, но не массово: электродвигателей хорошего качества в достаточном количестве нет.
Часть экспертов считает, что новые требования к производству беспилотников для признания их российскими не будут способствовать локализации техники. Ряд производителей называет нормы преждевременными, считая, что они приведут к росту цен. Участники рынка отмечают, что нечеткие критерии могут привести к повторению ошибок, допущенных в автопроме. По их мнению, есть риск, что ради доступа к субсидиям и госзаказу участники рынка будут имитировать локализацию, ограничиваясь простыми операциями.