запрет иностранных дронов в США

США борются с иностранными дронами в госсекторе

Штат Коннектикут присоединился к растущему списку штатов США, которые рассматривают законодательство, которое серьезно ограничит или запретит использование беспилотных летательных аппаратов иностранного производства государственными учреждениями. Что приятно, наряду с китайскими дронами теперь в законодательном проекте упоминаются и российские беспилотники.

China and Russia

Отказ от удобных китайских DJI хоть и принесет много неудобств американским силовикам. Но зато даст шанс для развития аналогичных технологий внутри США.

Суть законопроекта

Законопроект Сената №3, который в настоящее время находится на рассмотрении в Законодательном собрании штата Коннектикут, запретит закупку государственными учреждениями беспилотных летательных аппаратов, произведенных «закрытой иностранной организацией”, в частности из Китая и Российской Федерации. Законодательство в значительной степени направлено против дронов китайского производства. В основном речь идет о бренде DJI, ведущем мировом производителе дронов.

Хотя ограничения на использование беспилотных летательных аппаратов изложены среди других разделов законопроекта, касающихся таких вопросов, как широкополосный доступ, раздел 4, касающийся малых беспилотных летательных систем (SUA), вызвал наибольшую озабоченность, особенно среди групп быстрого реагирования, которые опасаются, что законодательство может положить конец их существующим программам использования беспилотных летательных аппаратов.

Ограничения на беспилотные летательные аппараты иностранного производства отражают ограничения, содержащиеся в федеральном законе о беспилотных летательных аппаратах американской безопасности, который был подписан в декабре прошлого года как часть сводного закона о разрешении национальной обороны. Другие штаты, включая Флориду, Арканзас, Миссисипи и Теннесси, приняли аналогичные запреты, специально предназначенные для беспилотных летательных аппаратов китайского производства.

SB 3 запретит покупку любым государственным учреждением в штате “любой системы малого беспилотного летательного аппарата, собранной или произведенной зарегистрированным иностранным юридическим лицом”, Кроме того, он запретит использование любых государственных средств “для покупки, эксплуатации или ремонта” этих SUA.

Предполагаемые сроки отказа от дронов

Кроме того, если законодательство вступит в силу, оно потребует от любой государственной организации, которая в настоящее время эксплуатирует систему беспилотных летательных аппаратов, на которую распространяется запрет, представить не позднее 1 октября 2024 года план прекращения использования этой системы и реализовать этот план к 1 октября 2025 года.

Законопроект содержит положения об отказе от запрета, если оператор системы беспилотных летательных аппаратов может доказать необходимость сохранения своих беспилотных летательных аппаратов иностранного производства из-за неотложных обстоятельств, таких как необходимость противодействия другой системе беспилотных летательных аппаратов, или для проведения уголовного расследования.

Письмо от законодателей

В недавнем письме лидер большинства в Сенате штата Коннектикут Боб Дафф и сенатор Мартин Луни изложили свои доводы в поддержку предлагаемого законодательства, дав понять, что законопроект нацелен на лидера индустрии беспилотных летательных аппаратов DJI.

Законодатели сослались на Американский закон о беспилотных летательных аппаратах безопасности и другие шаги федерального правительства, направленные против DJI и других производителей беспилотных летательных аппаратов китайского производства.

“В январе этого года Министерство обороны США подтвердило, что DJI, крупнейший китайский производитель беспилотных летательных аппаратов, на самом деле является ”Китайской военной компанией», работающей с Народно-освободительной армией», — написали сенаторы. В 2020 году Министерство торговли США также обвинило ту же компанию в поддержке нарушений прав человека в отношении уйгурского народа Синьцзяна.”

Сенаторы также утверждали, что продукты DJI представляют неотъемлемую угрозу безопасности, связанную с доступом к потенциально конфиденциальным данным и передачей этих данных китайскому правительству. “Угрозу безопасности представляет само оборудование дронов, поскольку обновления программного обеспечения безопасности для дронов китайского производства контролируются китайскими организациями, которые могут внедрять неизвестные возможности сбора и передачи данных без ведома пользователя”.

Со своей стороны, DJI долгое время утверждала, что она является частной компанией, не находящейся непосредственно под контролем китайского правительства или Коммунистической партии Китая, и что она не несет ответственности за предполагаемые нарушения прав человека, которые были совершены с использованием ее беспилотных летательных аппаратов. Производитель дронов также заявляет, что он не собирает данные от своих пользователей без их разрешения и что любые собранные данные хранятся на серверах в Соединенных Штатах.

Доводы против законопроекта

Общественные слушания, состоявшиеся 29 февраля, собрали около 80 письменных откликов на законопроект, большинство из которых выразили несогласие с предлагаемым законодательством. Многие противники представляли государственные службы, такие как полиция и пожарные, которые опасались, что законопроект подорвет их успешные программы использования беспилотных летательных аппаратов.

“Этот законопроект затруднит расследования в области общественной безопасности. Закон подвергнет риску офицеров, гражданских лиц и подозреваемых, замедлит время реагирования для оказания жизненно необходимой помощи и затруднит обнаружение скрывающихся с места происшествия подозреваемых, что в конечном итоге сильно повлияет на нашу способность выполнять свою работу и обеспечивать безопасность наших сообществ”, — написал сержант Кайл Джонсон из Департамента общественных служб города Торрингтон.

Кристофер Вангеле, начальник полиции города Плейнвилл, сказал, что, если предлагаемый законопроект станет законом, “Это подвергнет офицеров ненужной опасности, угрожающей жизни”.

Несколько респондентов заявили, что их соответствующие ведомства использовали беспилотники китайского производства, потому что они были дешевле и обладали большей функциональностью, чем их некитайские аналоги. “Наш департамент использует беспилотники китайского производства или детали, произведенные в Китае, потому что они лучшие и широко доступны”, — написал Вангеле.

“Беспилотники китайского производства намного превосходят возможности и технические характеристики беспилотных летательных аппаратов американского производства”, — написал Дональд Джанель, заместитель менеджера по чрезвычайным ситуациям города Манчестер и сопредседатель Муниципальной целевой группы по беспилотным летательным аппаратам Коннектикута.

“Американские беспилотники, заявившие о схожих возможностях, стоят вдвое дороже китайских аналогов и работают не так хорошо”.

Противники законопроекта также опровергли аргумент о том, что законодательство было необходимо для предотвращения отправки данных, собранных беспилотниками китайского производства, в Китай и передачи Коммунистической партии Китая.

“Наши дроны управляются и обновляются с помощью внешних мониторов, которые не подключены ни к каким компьютерам”. Собранные данные о полете сохраняются на внешнем мониторе, используемом для полетов”, — засвидетельствовала Джанель.

“Мы понимаем, что этот законопроект направлен на решение проблем кибербезопасности”, — написал Вангеле. “У наших дронов нет возможности использовать мобильную связь, и кроме бесполезных данных о схеме их полета, которые хранятся в облаке, нет никакой другой полезной информации, которую можно извлечь из полетов наших дронов”.

Доводы в пользу законопроекта

Несколько респондентов высказались в пользу законопроекта. Майкл Роббинс, директор Международной ассоциации систем беспилотных летательных аппаратов, предложил внести в законопроект несколько изменений. Поправки сделали бы его менее обременительным для органов общественной безопасности штата, которые в настоящее время эксплуатируют беспилотники, которые вскоре будут запрещены.

Роббинс предположил, что вместо прекращения всех операций с беспилотниками к октябрю 2025 года, дату прекращения следует продлить как минимум до октября 2027 года. Это даст агентствам больше времени для перехода на не запрещенные беспилотники. Он также призвал к созданию программы грантов для полицейских ведомств и пожарных. Нужно  выделить средства на замену беспилотных летательных аппаратов.

“С увеличением переходного периода и принятием соответствующего законопроекта о программе грантов раздел 4 SB 3 становится рациональной, адаптированной мерой, которая защищает национальную безопасность и признает потребности сообщества общественной безопасности”, — написал он.

Анонимный респондент, идентифицированный только как “Командир воздушного судна”, показал, что использование технологий беспилотных летательных аппаратов китайского производства должно было быть запрещено в США пять лет назад. “Китайские дроны используют запатентованный алгоритм сбора данных, который могут расшифровать только китайцы”, — написал он или она. “Проснись, Америка!”