требования к комплектации дронов.

Росавиация: требования к комплектации дронов необходимо унифицировать

Росавиация предложила унифицировать требования к комплектации дронов. Оборудование беспилотников должно отвечать определенным требованиям.

Перечень обязательного оборудования, которым должны оснащаться все российские беспилотники, был направлен в Минпромторг, Минтранс и ассоциацию производителей беспилотников «Аэронекст». Росавиация предложила закрепить эти требования в федеральных авиационных правилах.

Требования к оснащению беспилотного воздушного судна

Росавиация предлагает систематизировать требования к дронам в зависимости от условий их эксплуатации. Например, беспилотники, которые летают на высоте до 150 м, предлагается оборудовать габаритными огнями, системой управления, которая позволит пилоту на земле видеть местоположение аппарата. При необходимости пилот сможет срочно посадить или вернуть дрон в точку вылета.

Беспилотник должен быть оснащен программно-аппаратными комплексами (ПАК), которые не позволят ему совершить полет в запретных зонах. Речь идет о специальном программном обеспечении (ПО) и локаторах, которые будут определять местоположение беспилотника и в случае необходимости менять траекторию его полета.

Остальные требования по оборудованию касаются полетов за пределами прямой видимости. Их список варьируется в зависимости от места полета и типа воздушного пространства. Например, беспилотники, которые летают над населенными пунктами и промышленными объектами нужно оборудовать аэронавигационными огнями, бортовой системой, которая позволит получить сообщение от уполномоченного органа о срочной посадке или возврате. Еще одна бортовая система при отказе оборудования обеспечит безопасное приземление.

Отдельно в документе речь об оснащении беспилотников, предназначенных для перевозки людей и животных. Их нужно оснастить черным ящиком для записи информации обо всех параметрах полета и работе бортовых устройств. Также нужна система индивидуального жизнеобеспечения и спасения пассажира, если на борту будет человек. Здесь речь идет о кислородных масках, парашютах, спасательных жилетах.

Встречные предложения и риски предлагаемой комплектации дронов

«Аэронекст» предлагает убрать из проекта предложений требование оснащать беспилотники ПАК, которые не позволят совершить полет в запретных зонах и зонах с ограничениями. Данное требование станет технически осуществимо только при наличии официальных и бесплатных цифровых карт с указанием запретных зон. В этом случае источник получения аэронавигационной информации должен быть прямо указан в нормативно-правовом акте.

Часть из предлагаемых решений уже интегрированы в беспилотники российского производства, отмечают эксперты. На некоторые типы устанавливаются ответчики, парашюты, габаритные огни, а также ПО, не позволяющее летать в запретных зонах.

Транспондеры для передачи опознавательного индекса, плана полета и других данных должны быть универсальными, маленькими и легкими, чтобы не лишать часть рынка беспилотников коммерческих заказов из-за невозможности их установки, сказал эксперт рынка НТИ «Аэронет» Николай Ряшин. Кроме того, это должно быть устройство, которое крепится к дронам, а не является частью аппарата, заметил он. «Сейчас 80% рынка беспилотников занимают зарубежные модели, и ради нашего маленького рынка вносить изменения в комплектацию производители не будут, – считает эксперт. – При этом у нас нет мультироторов и квадрокоптеров сопоставимого качества и ценового диапазона, которые позволят безболезненно перекрыть все нужды».