Технологический суверенитет БАС

Технологический суверенитет России повысят отечественные дроны

Национальный проект по развитию БАС

Первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов провёл совещание с производителями беспилотных авиационных систем (БАС). Участники мероприятия обсудили концепцию национального проекта по развитию БАС. Были намечены стратегические направления создаваемой отрасли. Обсуждался технологический суверенитет России.

В текущих реалиях создание отечественных БАС является одним из важнейших направлений для повышения уровня технологического суверенитета страны. По словам Андрея Белоусова, основой для прорывного развития отрасли и консолидации её ключевых игроков должен стать национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем, разработка которого ведётся по поручению Президента.

«В рамках этой работы мы должны открыть небо для беспилотников с точки зрения изменения регуляторики, а также создать технические средства контроля и управления движением беспилотников. Помимо этого мы должны обеспечить мерами поддержки отечественных производителей (как самих беспилотников, так и производителей комплектующих) и  рынок в целом», – подчеркнул Первый вице-премьер.

Прежде всего необходимо стимулировать спрос на услуги с использованием БАС в отраслях экономики. Поэтому важно сформировать комплексный государственный заказ на беспилотники.  Для успешной работы отрасли нужно организовать профильное образование и насытить направление кадрами.  Конечно же,  есть потребность создать удобную систему сертификации беспилотников,  и обеспечить безопасность их использования.

Таким образом, обеспечить технологический суверенитет поможет выполнение следующих задач.

Задачи министерства промышленности и торговли

  • «Первая большая задача – это развитие спроса. Конечно она включает в себя открытие новых сегментов рынка и снятие избыточных ограничений для применения беспилотников.
  • Второй большой блок – стимулирование разработки серийного производства отечественных беспилотных систем и комплектующих. Здесь будем задействовать два наших базовых инструмента поддержки. Во-первых, Фонд развития промышленности, который уже работает с первыми заявками. Во-вторых, запустим программу грантовой поддержки разработки комплектующих через Агентство технологического развития. Причём этот блок тесно связан с выработкой критериев “российскости” в рамках 719-го постановления Правительства, так как необходимо обеспечить высокий уровень локализации производства дронов», – подчеркнул первый заместитель Министра промышленности и торговли Василий Осьмаков.
  • Василий Осьмаков анонсировал также создание отдельного структурного блока Минпромторга России, который сфокусируется на задачах поддержки отрасли.
  • Кроме того, он обозначил ещё несколько важнейших направлений, в числе которых совместная работа с Минтрансом России по развитию инфраструктуры, повышению эффективности систем сертификации и стандартизации БАС, с Минэкономразвития в части развития экспериментальных правовых режимов, а также обеспечение отрасли высококвалифицированными кадрами при поддержке АСИ, НТИ и Минобрнауки.

Задачи министерства экономического развития

«Минэкономразвития в рамках механизма экспериментального правового режима создаёт условия для апробации и последующего масштабирования инновационных технологий, в том числе беспилотных авиационных систем. В прошлом году запущены два таких ЭПР для доставки грузов дронами-беспилотниками в пяти регионах. Механизм ЭПР постоянно совершенствуется благодаря открытому диалогу с бизнесом и отраслевыми регуляторами. Увеличивается количество направлений, по которым может устанавливаться специальное регулирование, в том числе для проектов, использующих решения на базе искусственного интеллекта и больших данных. Готовы оперативно запускать новые ЭПР по использованию беспилотных авиационных систем в соответствии с задачами будущего нацпроекта», – прокомментировал заместитель Министра экономического развития Максим Колесников.

Задачи НТИ

Руководитель проектного офиса АНО «Платформа НТИ» Александр Мальков сообщил, что вся деятельность участников Национальной технологической инициативы – центров компетенций, инфраструктурных центров, «Точек кипения», рынков и компаний НТИ, производителей и эксплуатантов БАС – была сфокусирована на  проекте по беспилотным аппаратам.

«Активно используя все наработки, накопленные знания и умения, чтобы достичь максимального уровня технологического прорыва в части развития беспилотных авиасистем, вместе с Правительством в соответствии с поручениями Президента мы организуем работу в этом направлении с привлечением общественности, экспертов, ключевых организаций-разработчиков, изготовителей беспилотной техники,  вовлекаем их в деятельность рабочих групп правительственной комиссии. В ближайшие годы отрасль БПЛА может стать не просто созданием беспилотников, но системой воздушной логистики, обеспечить  связанность страны, войти во многие сферы нашей жизни и обеспечить её новое качество и ценность», – сказал Александр Мальков.

Общие задачи отрасли БПЛА

Далее участники мероприятия обсудили вопросы развития производства необходимых комплектующих.  Кроме того, зафиксирована задача  создания программы стандартизации и отраслевых цифровых программных продуктов. Очень важно разработать системы воздушной логистики и смешанного типа функционирования БАС. Развитие беспилотной авиации выступает катализатором для целого ряда смежных технологий. Речь идет в том числе о связи и навигации, искусственном интеллекте, микро- и радиоэлектронике. Все эти направления формируют технологический суверенитет страны.

«Предлагается стандартизировать типоряд БВС (беспилотное воздушное судно) для дистанционного зондирования земли с целью унификации применяемых в наиболее массовом сегменте производства беспилотников для локализации таких компонентов, как двигатели, контроллеры, сервоприводы, видеокамеры и так далее, на территории РФ. Это позволит предприятиям быть рентабельными, не распыляться выпуском множества однотипных деталей», – отметил директор ООО «Финко» Максим Шинкевич.

«Мы полтора года работаем над созданием линейки технологических платформ воздушной мобильности. На сегодняшний день уже разработали авиасистемы взлётной массой 700 кг с полезной нагрузкой до 200 кг. », – подчеркнул генеральный директор ООО «Транспорт будущего» Юрий Козаренко.

Источник: Правительство России 

Лицензия: Изображение от vectorjuice на Freepik