Ученые предлагают вернуться к идее грузовых дирижаблей

Ученые предлагают вернуться к идее грузовых дирижаблей

Газета «Ведомости» начала обсуждение возможности использования беспилотных дирижаблей для северного завоза. В этой связи опубликовал колонку ученого, предлагающего идею использовать грузовые дирижабли для доставки грузов на север. Однако возникает вопрос – насколько эффективно может быть реализовано такое предложение.

В России с 1 января должна начаться реализация нацпроекта по развитию беспилотных авиационных систем. По этому поводу «Ведомости» опубликовали колонку члена научного совета РАН по системным исследованиям энергетики Андрея Конопляника. Он призывает разработать беспилотные грузовые дирижабли и использовать их для северного завоза. Однако не все считают эту идею эффективной.

По стратегическим планам на 2030 год, в России планируется развитие новой экономической отрасли, связанной с беспилотными авиационными системами. Основное внимание уделяется развитию легких беспилотных систем, способных перевозить грузы до 300 килограммов. Андрей Конопляник отмечает, что компания «Аэромакс» работает над созданием беспилотников вертолетного типа с грузоподъемностью до одной тонны и дальностью полета до 500-600 километров.

Однако, по мнению автора, для эффективной доставки грузов в отдаленные районы России, особенно на востоке от Урала и в Арктической зоне, где инфраструктура ограничена, стоит использовать беспилотные гелиевые грузовые дирижабли.

Тем не менее, в утвержденной правительством стратегии развития беспилотных авиационных систем ни слова не сказано про дирижабли или воздушные шары. Руководитель компании «Аэрокон» и эксперт рабочей группы «Аэронет» Эдуард Багдасарян считает, что дирижабли могут быть неэффективны из-за их подверженности ветровым нагрузкам, особенно на севере России, где преобладают сильные ветры.

Однако в первой половине двадцатого века большие дирижабли успешно использовались в достаточно ветреных условиях. И следует отметить, что эпоха дирижаблей закончилась не из-за сильных ветров, а из-за горючего газа. Цеппелин «Гинденбург» сгорел в Нью-Джерси менее, чем за минуту, из-за вспыхнувшего водорода. Несмотря на это, «Гинденбург» до этого совершил множество трансатлантических перелетов из Германии в Нью-Йорк и Рио-де-Жанейро. И проблем с сильным ветром над Атлантикой не возникало.  Несмотря на большую площадь поверхности дирижабля, он имеет обтекаемую форму и большую массу, препятствующую «сдуванию».