Утверждена Стратегия развития беспилотной авиации России
Стратегию развития беспилотной авиации до 2030-2035 гг. утвердило 28 июня правительство РФ.
Распоряжение Правительства от 21 июня 2023 г. №1630-р подписано премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным и размещено на сайте кабмина. Читать документ.
Документ определяет как будет развиваться беспилотная авиация в России в течение шести с половиной лет. В России должна появиться новая отрасль экономики,
связанная с созданием и использованием гражданских беспилотников. Введена классификация областей применения БАС, характеризующихся единством технологий и трудовых функций специалистов. Указан тренд на движение в сторону повышения автономности обслуживания и автономности полета, в том числе на контроль одним составом экипажа за полетом нескольких БВС.
Документ отражает глобальность тренда на цифровизацию и роботизацию всей мировой авиации, формирующего новые возможности для рынков, но и вызовы для национальной безопасности». Распоряжение призвано согласовать действие по обеспечению внутренних потребностей экономики, формированию мобилизационного потенциала Российской Федерации и ориентации на приоритетные внешние рынки дружественных государств.
В стратегии определены пять основных векторов развития . В частности, они включают в себя деятельность по разработке и массовому производству отечественных беспилотных авиационных систем (БАС). В свою очередь, это требует создания больших производственных центров, а также расширение инфраструктуры (таких как аэродромы, вертодромы и дронопорты). Необходимо стимулирование спроса на беспилотные летательные аппараты (БПЛА) и подготовку необходимого персонала для работы в области беспилотной авиации.
Финансирование отрасли
По оценкам, объем рынка беспилотных авиационных систем (БПЛА) в РФ к 2035 году может превысить 1 млн единиц. Основные области применения БПЛА включают сельское хозяйство, строительный надзор, создание и обновление геопространственных баз данных, а также логистика, особенно в доставке грузов в отдаленные районы.
Для достижения стратегических целей требуются значительные суммы в виде заказов на беспилотники и услуги. Будущие затраты оценивает генеральный директор компании «Курсир» Виталий Муниров, участник рынка НТИ Aeronet (Аэронет). Он подчеркнул, что ближе к 2030 году потребуется сотни миллиардов рублей, включая финансирование заказов, государственную поддержку, субсидирование и инвестиции в проекты по импортозамещению. Деньги потребуются на новые научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские разработки и производство.
Сферы использования дронов
Правительство отмечает, что БПЛА уже используются для инспекции энергосетей, контроля за экологическим состоянием и картографии. Это позволило сократить время проверок сетей в пять раз и уменьшить стоимость комплексных работ в сфере картографии и кадастра на 20%.
Генеральный директор и основатель компании «Флай Дрон» Никита Данилов считает, что первыми стимулами роста гражданской беспилотной авиации станут государственные структуры и крупные компании в области топливно-энергетического комплекса, которым интересно проведение воздушных съемок и мониторинг с использованием БПЛА. В дальнейшем применение БПЛА будет расширяться сельскохозяйственными предприятиями. Уже в ближайшее время агродроны могут занять около 40% рынка БПЛА, считает эксперт.
Максим Чижов, генеральный директор «Агримакс.Аэро», утверждает, что для эффективного использования БПЛА в сельском хозяйстве необходимо обучение специалистов, которые будут обладать достаточными знаниями о функциональности этих систем и смогут применять их на практике. Он подчеркивает, что для достижения успеха необходимо изменить саму технологическую основу в сельском хозяйстве. Этот новый подход включает в себя разработку современных агротехнологий, использование новых препаратов для защиты растений, а также новые методы посева, обработки и сбора урожая.
Напомним, в мае был опубликован проект Стратегии развития БАС, в котором суммы потенциальных инвестиций оценивались гораздо ниже — в 560 млрд рублей.