Определена стратегия развития беспилотной авиации до 2035 года (Проект)
Развитие беспилотной авиации в России до 2030 года потребует вложения в размере 560 миллиардов рублей. При этом, в проекте распоряжения правительства об утверждении стратегии развития отечественных беспилотных авиационных систем (БАС) до 2030 года определены приоритетные направления развития отрасли, общая потребность в финансировании и источники финансирования.
Документ определяет приоритетные направления развития БАС, параметры рынка, а также список реализуемых мероприятий, объем и источники их финансирования. Источниками финансирования, согласно документу, могут быть средства из федерального бюджета и бюджетов субъектов, ресурсы институтов развития, а также вложения игроков рынка и частных инвесторов.
Предполагаются два сценария развития отрасли – базовый и прогрессивный. Однако, мнения экспертов разделились — некоторые считают, что наиболее вероятный сценарий развития – это прогрессивный, с ростом рынка в 25%, а другие полагают, что сценарием будет базовый. В любом случае, развитие отрасли требует усилий и вложений, которые в будущем могут приносить выгоду.
Базовый сценарий исходит из прироста рынка БАС в среднем на 14% ежегодно. Наибольшие объемы производства беспилотников при этом будут достигнуты в 2025–2027 гг. Прогрессивный сценарий предполагает ежегодный рост рынка в районе 25%. В проекте стратегии за основу берется именно базовый вариант.
Гендиректор и основатель компании «Флайдрон» Никита Данилов считает сумму инвестиций в развитие российской беспилотной авиации «адекватной». Он отметил, что пока отрасль развивается в основном за счет негосударственных инвестиций, но в дальнейшем ее развитие пойдет с участием госсредств.
Генеральный директор «Русдронопорта» Николай Ряшин, напротив, полагает, что наиболее вероятный сценарий развития беспилотной авиации в России – базовый. Чтобы экспортировать беспилотники в другие страны, например на Ближний Восток, в Китай, Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку и Африку, нужно повышать конкурентоспособность по сравнению с местными производителями. «При этом Восточная Азия уже находится под влиянием Китая, с которым нам будет очень сложно конкурировать», – считает эксперт. Один из самых простых для освоения рынков – это Ближний Восток, но с точки зрения потребления беспилотников он сравнительно небольшой.
P.S. Стратегию развития беспилотной авиации до 2030-2035 гг. Правительство РФ утвердило 28 июня.