Сертификация БАС обходится в 150 млн рублей
Конференция «Сертификация БАС. Пути развития» собрала более 200 человек, включая разработчиков, эксплуатантов и руководителей авиационных властей. Участники обсуждали различные вопросы, но больше всего было говорено о проблемах и затруднениях.
Например, Александр Тарасов из «НЦВ Миль и Камов» рассказал об опыте сертификации беспилотного летательного аппарата БАС-200. Он поделился информацией о затратах на эту процедуру:
- Компания потратила 109,5 млн рублей на услуги экспертов для подтверждения соответствия конструкции всем требованиям.
- Дополнительно было потрачено 32,5 млн рублей на создание опытных образцов, проведение летных испытаний, закупку керосина и т.д.
- Общие затраты на сертификацию составили 142 млн рублей.
Как видим, большая часть средств не принесла никакой ценности продукту. Она была потрачена на подписи.
За указанную сумму был проведен 31 испытательный полет, включая 25 полетов с участием летчика сертификационного центра. В сертификационных работах принимали участие представители ряда надзорных организаций. Такая ситуация типична для разработчиков беспилотников со взлетным весом более 30 кг. Затраты на их сертификацию могут быть еще более значительными.
В апреле зампред правительства Белоусов сообщил, что с учетом создания опытных образцов и стендовой базы, сертификация БАС может стоить порядка одного миллиарда рублей.
Очевидно, даже крупные компании не могут позволить себе такие затраты. Что тут говорить о маленьких стартапах. В апреле Минтранс установил предельную стоимость сертификации на уровне 30-70 млн рублей. Это зависит от типа беспилотника, однако и эти суммы представляют собой значительные трудности.
Сам Тарасов сделал выводы из этой неутешительной ситуации: «Сертификация БАС — это возможно, но если у вас нет денег, то не стоит заниматься авиацией».
Возникает резонный вопрос. Если правительство хочет стимулировать развитие БАС, почему бы государству не оплачивать работу своих экспертов. Тем более что их услуги стоят порядка 77% стоимости всей сертификации. Это финансирование можно предусмотреть в рамках нацпроекта по беспилотникам.