Беспилотная авиация в строительстве

Итоги конференции «Беспилотная авиация в строительстве…»

Ассоциация «Аэронекст» в сотрудничестве с Сбербанком организовала в Москве конференцию под названием «Беспилотная авиация в строительстве: строим будущее», где представители бизнеса делились своими взглядами и данными. Особенно интересные цифры представил генеральный директор ООО «БАС» Алексей Варятченко, касающиеся эффективности и рентабельности беспилотных систем.

Например, стоимость мониторинга протяженных объектов с помощью БПЛА составляет всего 540 рублей за километр. Для сравнения, вертолет обойдется в 2880 рублей, а самолет — в 1080 рублей. Аналогичная ситуация наблюдается и в лесном хозяйстве. В сельском хозяйстве обработка одного гектара с использованием дрона стоит 90 рублей, тогда как самолет требует 206 рублей, а вертолет — целых 391 рубль.

Однако дело не ограничивается лишь ценой; важным фактором является и время, которое также можно считать деньгами. БПЛА позволяют сократить время мониторинга в четыре раза и сроки выполнения работ — в тринадцать раз. Сохранность урожая может увеличиться до 40%, а время доставки грузов сокращается в шесть раз. При мониторинге лесных пожаров потери уменьшаются более чем на 30%, а время принятия решений снижается на 50%. Эти цифры действительно впечатляют.

Структура мирового рынка услуг с применением БАС, 2023, %
Структура мирового рынка услуг с применением БАС, 2023, %

 

Для получения ощутимых выгод от применения БАС в строительстве необходимо создавать благоприятное регулирование. Необходимо просвещение заказчиков.

На конференции также выступили и другие эксперты. Директор отдела цифровизации строительства Сбера Илья Емельянов, начальник отдела цифровых технологий ФБУ «Росстройконтроль» Никита Чунаков, директор практики «Машиностроение и технологии» Strategy Partners Роман Тиняев и гендиректор ООО «Эксинко» Сергей Должников. Многие докладчики отметили, что использование БПЛА значительно повышает точность и скорость контроля на всех этапах строительства.

Но, к сожалению, бюрократические преграды при использовании БПЛА сводят на нет все эти преимущества. Участники рынка указывают на несбалансированное авиационное регулирование и избыточные контрольные процедуры. Именно они затрудняют применение беспилотников на стройках. Всё это тормозит развитие рынка и приводит к увеличению стоимости услуг. По словам экспертов, обязательная сертификация эксплуатанта для компаний требует серьезного администрирования, дополнительного штата и затрат.