Сокращение финансирования нацпроекта по развитию беспилотной авиации

Сокращение финансирования нацпроекта по развитию беспилотной авиации

Значительное сокращение бюджета

Финансирование федерального проекта «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем» сокращено на 109 млрд рублей. Наиболее радикальным изменением стало полное исключение внебюджетных источников финансирования, которые изначально планировались в объеме 1,9 млрд рублей. Федеральное финансирование уменьшено с запланированных 230,7 млрд рублей до 131 млрд рублей, а региональные бюджеты теперь выделят только 21,4 млрд рублей вместо 38 млрд.

Это сокращение происходит на фоне общего увеличения расходов на новые национальные проекты, которые в 2025 году составят почти 5,8 трлн руб., что на 80% больше, чем в 2024 году. Однако, как видно, не все направления получают дополнительное финансирование — некоторые высокотехнологичные проекты, включая развитие беспилотной авиации, сталкиваются с сокращением бюджета.

Исключенные мероприятия

Из федерального проекта полностью исключены два ключевых мероприятия:

  1. Оснащение аэропортов техническими средствами обнаружения и противодействия противоправному применению беспилотных воздушных систем (БВС), на которое изначально планировалось выделить 18,35 млрд рублей.
  2. Внедрение унифицированной инфраструктуры оператора линии управления и контроля, связи, навигации, наблюдения, автоматизации и информационного обеспечения маршрутов полетов — затраты на это направление сокращены с 167 до 105 млрд рублей из федерального бюджета.

Эти изменения происходят одновременно с оптимизацией требований к проектированию аэровокзальных зданий и комплексов в России, где минимизированы требования к помещениям основного технологического назначения. Однако сокращение финансирования систем безопасности вызывает вопросы, учитывая важность этой сферы для авиационной инфраструктуры.

Новые направления расходов

Несмотря на общее сокращение бюджета, в проект добавлены два новых мероприятия:

  1. Создание информационной системы для оптимизации организационно-административных процессов обязательной сертификации типовой конструкции авиационной техники, ее разработчиков и изготовителей (70 млн руб).
  2. Обеспечение внедрения приобретенных станций МПСН для обеспечения поля наблюдения за БВС (40 млн руб).

Эти изменения свидетельствуют о переориентации приоритетов с инфраструктурных проектов на цифровизацию и автоматизацию процессов сертификации, что соответствует общей тенденции развития авиационной отрасли. Росавиация активно работает над сертификацией авиатехники, о чем свидетельствуют последние проверки и подтверждения сертификатов производственных организаций.

Контекст и последствия

Сокращение финансирования происходит в период, когда государство активно инвестирует в промышленность и инфраструктурные проекты. Например, Москва выделяет значительные средства на развитие промышленности, включая льготное кредитование и налоговые преференции для промышленных предприятий. Однако, как видно, не все высокотехнологичные направления получают равную поддержку.

Урезание бюджета на развитие беспилотной авиации может замедлить внедрение современных технологий в этой перспективной области, что особенно важно в условиях санкционного давления и необходимости технологического суверенитета. В то же время, перераспределение средств на цифровые системы сертификации может ускорить процессы внедрения новых разработок в авиационной отрасли.

Эти изменения требуют тщательного анализа их влияния на развитие беспилотной авиации в России, особенно учитывая стратегическую важность этой отрасли для транспортной системы будущего.

Добавить комментарий