Росатом ледокол, дроны для ледовой разведки

Росатом создаст дроны для ледовой разведки на ледоколах

Госкоропорация «Росатом» получит 300 млн рублей на создание дронов ледовой разведки для Севморпути. Субсидия из федерального бюджета будет предоставлена в 2024 году.  Ее цель — закупка первых беспилотных авиасистем (БАС) для мониторинга ледовой обстановки на Северном морском пути (СМП). По словам заместителя директора СМП «Росатома» Максима Кулинко, на эти средства компания планирует закупку двух БАС, каждая из которых будет состоять из двух дронов, системы связи и комплексов управления.

БАС обеспечат получение данных по ледовой обстановке в режиме реального времени. Поступающие данные будут обрабатываться на единой цифровой платформе, которую сегодня создает «Росатом» для СМП.

При этом, в зоне Обской губы Карского моря  уже успешно завершился второй этап испытаний комплекса для разведки и мониторинга льда, основанного на использовании беспилотных летательных аппаратов на палубных базах. Об этом сообщили в пресс-службе Дирекции Северного морского пути.

Комплекс программного и аппаратного обеспечения был разработан в рамках сотрудничества между Дирекцией Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» и Научно-техническим центром мониторинга окружающей среды и экологии Центра Национальной технологической инициативы (НТИ) совместно с Политехническим институтом Российской платформы индустриального спутникового мониторинга, при участии индустриального партнера ООО «Ирбис Скай Тех» и при поддержке Фонда НТИ.

Комплекс включает БПЛА, способный вертикально взлетать и садиться с использованием гибридной силовой установки. Он оснащен оптико-электронной системой, радаром бокового обзора и специальным бортовым вычислительным оборудованием, а также программным обеспечением для выполнения алгоритмов обработки и распознавания изображений. В ходе реальных испытаний БПЛА выполнил два маршрутных полета, в результате которых были получены изображения исследуемой поверхности в видимом и радиолокационном спектрах. Особенностью испытаний было выполнение взлета и посадки на вертолетной площадке дрейфующего атомного ледокола, принадлежащего Госкорпорации «Росатом».

Эксперт рынка НТИ Aeronet Вадим Кузнецов уточнил , что на рынке сегодня нет готовых систем с параметрами, которые необходимы «Росатому». «Основные проблемы – высокая влажность, низкие температуры, риск обледенения, высокие ветровые нагрузки, которые может выдержать не каждый «большой вертолет». Также трудности создает  посадка на движущийся объект в сложных условиях и навигация в высоких широтах, которая часто дает сбои».

Например, зарубежные исследователи Севера тоже запускают дроны с кораблей, но используют их «в более мягких» климатических условиях. Гендиректор компании «Майнд»  Михаил Липатов отмечает, что для измерения толщины льда дрон нужно оснастить радаром массой 20–80 кг. «Нужна надежная машина, способная взлетать и садиться на палубу ледокола в сложных метеоусловиях», – говорит он.

Эксперт считает конвертоплан с изменяемой геометрией крыла «наиболее оптимальным» типом дрона для такого проекта. Он компактен и легко может быть размещен на судне. Также он может вертикально взлетать и садиться, имеет более существенную дальность полета и менее требователен к бортовому вычислителю, чем беспилотник вертолетного типа.