
Готова платформа для отслеживания БПЛА: что изменится после внедрения системы в 2025 году?
Содержание
Техническая готовность и функционал системы
По заявлению генерального директора АО «ГЛОНАСС» Алексея Райкевича, платформа на базе системы «ЭРА-ГЛОНАСС» технически готова не только к мониторингу беспилотных воздушных судов (БВС), но и к осуществлению принудительной посадки нарушителей. Это заявление было сделано в ходе дискуссии «Новая мобильность. БПЛА для промышленности: ключевые слагаемые успеха» на выставке «Иннопром-2025» в Екатеринбурге.
Система создается в соответствии с постановлением правительства, согласно которому с 1 марта 2026 года все беспилотные авиационные системы (БАС) в России должны быть оснащены специальными ответчиками, трекерами или идентификаторами. Эти устройства будут передавать навигационную информацию в единую систему мониторинга, роль которой и выполняет модернизированная платформа «ЭРА-ГЛОНАСС».
Сроки внедрения и дорожная карта
В то время как новый глава Минтранса обещает полный запуск системы к весне 2026 года, Райкевич утверждает, что первые этапы внедрения начнутся уже в 2025 году. В настоящее время готовится дорожная карта реализации проекта, которая в ближайшее время будет представлена на утверждение вице-премьеру Виктору Савельеву, курирующему нацпроект по развитию БАС.
Система разрабатывается совместно с Госкорпорацией по организации воздушного движения (ОРВД) и предназначена для создания единого информационного пространства, где будут отслеживаться все гражданские беспилотники. По аналогии с существующей системой мониторинга транспорта, к которой уже подключено более 500 тысяч единиц техники, включая общественный транспорт и малую авиацию, новая платформа обеспечит полную прозрачность движения БПЛА.
Последствия внедрения для отрасли
Запуск системы идентификации станет ключевым условием для снятия региональных запретов и ограничений на использование беспилотников в народном хозяйстве. Эти барьеры в настоящее время являются серьезным сдерживающим фактором для развития отрасли в России 813.
По данным АО «ГЛОНАСС», пилотные испытания системы уже успешно проведены в 12 регионах страны. В тестах участвовали беспилотники различных производителей, включая «Транспорт будущего», «Геоскан», «БАС», «Аврора-БАС» и «Аэромакс», а также ведущие коммерческие платформы типа «Небосвод», «Юпитер» и «Флай дрон».
Технические особенности и безопасность
Система будет использовать как встраиваемые, так и внешние трекеры российского производства. Особое внимание уделяется вопросам кибербезопасности, так как беспилотники уязвимы для взлома и перехвата управления. В рамках экспериментального правового режима разрабатываются единые стандарты защиты БПЛА от кибератак, что является обязательным условием для массового внедрения технологии.
«Беспилотник в 2025 году — это аналог смартфона с рисками взлома и перехвата управления, — поясняет Райкевич. — Мы предлагаем создать единые, доступные правила для кибербезопасной экосистемы до первых серьезных инцидентов».
Перспективы развития
Внедрение системы мониторинга БПЛА — лишь часть масштабной цифровизации транспортной отрасли. «ЭРА-ГЛОНАСС» постепенно превращается в универсальную платформу для идентификации всех видов беспилотного транспорта — наземного, воздушного и водного. Это соответствует глобальному тренду на интеграцию беспилотных технологий в транспортную инфраструктуру при обеспечении безопасности и контроля.
Как отметил Райкевич, создаваемая система не дублирует функции Госкорпорации по ОрВД, а дополняет их, обеспечивая сквозную идентификацию каждого дрона и возможность оперативного контакта с его владельцем в случае возникновения проблемных ситуаций.