Для развития дронов нужно увеличивать рынок
Развитие беспилотных технологий сталкивается с финансовыми рисками и ограниченными объемами рынка.
Низкое количество заказов на беспилотные летательные аппараты (БПЛА) приводит к тому, что их стоимость значительно превышает ту, которую можно было бы ожидать, если бы производство в России велось в гораздо больших масштабах.
Это, в свою очередь, сказывается на цене одного летного часа, что влияет на реальные перспективы окупаемости дронов. Об этом обсуждали представители правительства, предприниматели и эксперты в Совете Федерации 5 ноября 2024 года.
Для грузового БПЛА, который транспортирует продукцию предприятий топливно-энергетического комплекса, цена летного часа должна составлять не более 20 тысяч рублей. Это необходимо, чтобы соперничать с аналогичными по грузоподъемности самолетами, у которых стоимость одного часа варьируется от 25 до 35 тысяч рублей. Однако достигнуть этой цели в условиях высоких производственных затрат и дорогих кредитов оказывается крайне затруднительно.
Дополнительно возникают трудности с обеспечением страховки на случай ущерба, который может быть причинен от летательных аппаратов. В российском законодательстве предусмотрено обязательное страхование от подобных рисков. Но не все страховые компании спешат предоставлять такие услуги. Те, кто предоставляет страховку, зачастую завышают цены – за полис на БПЛА стоимостью несколько миллионов рублей может потребоваться до 15% от его стоимости.
В Минтрансе предложили рассмотреть возможность внедрения системы страхования беспилотников по принципу ОСАГО. Этот аспект уже планируется отразить в новых рекомендациях, однако реализация ОСАГО в сфере страхования БПЛА будет осуществляться поэтапно. Кроме того, рассматривается введение сертификатов для операторов БПЛА с возможностью фиксации квалификационных отметок.